Большой Каскад – главная достопримечательность Еревана, именно сюда в первую очередь ведут туристов для знакомства с городом. Грандиозное сооружение в виде ступенчатой лестницы, объединившей цветники, фонтаны и скульптуры, связывает лежащий на равнине исторический центр столицы с районами, расположенными в предгорьях. Большой Каскад – это и архитектурный памятник, и арт-объект, и смотровая площадка. Лестница является детищем архитектора Александра Таманяна, спланировавшего центральные улицы Еревана в виде солнца, Большой Каскад стал одним из его лучей.
У подножья каскадной лестницы расположен небольшой сквер, украшенный скульптурами мастеров с мировым именем. Здесь представлены композиции Барри Флэнагана и Линны Чедвик, любимцем туристов является скульптура колумбийца Фернандо Ботеро «Черный кот», а у самого входа в сквер можно видеть памятник самому Александру Таманяну, склонившемуся над планом города.
Большой Каскад имеет длину 500 метров и насчитывает 522 ступени. В архитектуре многоярусной лестницы отразились традиции и история Армении. На облицованных белым туфом площадках каждого яруса можно увидеть рельефы в виде орнаментов древнего государства Урарту, фонтаны и цветники. С вершины Большого Каскада открывается панорама центра Еревана, виден силуэт горы Арарат. Венчает лестницу 50-метровый базальтовый обелиск «Возрожденная Армения».
Внутри Большого Каскада расположен Центр искусств Гафесчяна – художественный музей, основу которого составила личная коллекция мецената Джерарда Левона Гафесчяна. В пяти ярусах каскада разместилось почти пять тысяч работ в жанре современного искусства. Здесь представлены картины Энди Уорхола и Джона Алтуна, абстрактные скульптуры из стекла чешских мастеров Станислава Либенского и Ярославы Брихтовой. На последнем ярусе располагаются зал «Swarovski Crystal Palace», где можно увидеть необычной формы люстры, украшенные стразами. Здесь же расположен Концертный зал, в стенах которого играют симфонические и камерные оркестры, часто звучит экспериментальная музыка.
Площадь Республики – центральная площадь Еревана, сердце города, от которого лучами расходятся все основные улицы. Ансамбль площади поистине впечатляет, выполненные в едином стиле здания облицованные базальтом и розовым туфом создают атмосферу европейского города и вместе с тем отражают традиции армянского зодчества.
Площадь Республики объединила Национальный музей, Центральное здание почты, Министерство иностранных дел и энергетики, а также здание Правительства, на манер ратуши увенчанное часовой башней. В центре площади выложен орнамент из камня, называемый в народе «каменным ковром», а у музея находятся цветомузыкальные «танцующие» фонтаны. В Ереване фонтаны появились в 60-х годах прошлого века, а не так давно они были отреставрированы. Благодаря этому летними вечерами на площади Республики можно наблюдать впечатляющее зрелище – под музыку ритмично движутся подсвеченные потоки воды, создавая единую картину.
От Площади Республики берет начало одна из красивейших улиц Еревана, улица Абовяна с городскими особняками XIX века.
Матенадаран – хранилище древних рукописей, расположенное в центре Еревана. Музей-институт располагает 17000 манускриптов, причем это не только древнеармянские письмена, но и документы на персидском, арабском и греческом языках.
Музей похож на святилище – перед зданием расположен монументальный памятник создателю армянской письменности, Месропу Маштоцу, а у входа можно увидеть целую плеяду мыслителей древней Армении, увековеченных в базальте. Внутри Матенадарана посетителей ждут работы древних ученых, врачей, писателей, древние рукописные книги в кожаных переплетах. Многие страницы рукописей украшены цветными миниатюрами, представляющими верх мастерства для своего времени. Так как для создания иллюстраций применялись натуральные красители, со временем миниатюры практически не потеряли яркости. Гордостью музея являются знаменитое Лазаревское евангелие, датированное 889 годом, и Эчмиадзинское евангелие 989 года. Интерес также представляют рукописи из стран Ближнего востока, средневековые переводы Евклида и других античных мыслителей.
Ереванский коньячный завод «АрАрАт» - пожалуй, самое известное винодельческое предприятие Армении. Завод ведет свою историю с XIX века, когда производство благородного напитка принадлежало известному в России товариществу «Н.Л. Шустов и сыновья», поставлявшему армянский коньяк ко двору императора Николая II.
В наши дни коньячный завод открыт для туристов – по хранилищам и производственным помещениям проводятся экскурсии. Просторные погреба с дубовыми бочками, цеха, дегустационный зал и витрины с полным ассортиментом выпускаемой продукции позволят узнать обо всех этапах производства от сбора урожая до розлива по бутылкам.
В хранилище завода можно увидеть бочки, закатанные по особым случаям – государственным праздникам или визитам высоких гостей, коньяк, возраст которого превышает сотню лет. При «АрАрАте» действует небольшой музей, в котором можно узнать об истории виноделия в Армении и изготовлении коньяка в позапрошлом веке. По традиции завершает экскурсию дегустация, которая знакомит гостей с лучшими армянскими коньяками и искусством употребления благородного напитка.
Цицернакаберд – мемориальный комплекс в Ереване, посвященный жертвам Геноцида армян в 1915 году. Памятник-музей располагается в западной части города, на холме, возвышающемся над ущельем реки Раздан. Цицернакаберд стоит в тиши, на удалении от оживленных городских улиц, все здесь подчинено памяти о главной трагедии армянского народа.
Мемориал представлен тремя главными элементами. В центре памятника стоит монументальный постамент – конус, образованный 12 каменными плитами. Внизу, в окружении плит находится вечный огонь, к которому возлагают цветы. Постамент символизирует надгробие в память о погибших, а каждая из плит – одну из провинций пострадавших во время геноцида. Рядом с вечным огнем возвышается 44-метровая стела «Возрождение Армении», от основания до вершины которой идет разлом, символизирующий разделение армянского народа. У стелы находится мемориальная стена, на которую нанесены названия местностей и городов, в которых происходило истребление.
С 1995 года при мемориальном комплексе действует Музей геноцида. Здание музея возведено на склоне холма, откуда открывается вид на Аратскую равнину и гору Арарат. В экспозиции музея представлены фотографии мирной жизни армян в Османской империи до геноцида, фотографии и документы, свидетельствующие об истреблении народа. В одном из залов на гранитных пьедесталах в хрустальных сосудах хранится земля, привезенная из шести регионов Западной Армении, растет базальтовое дерево, символизирующее возрождение армянского народа.
Музей Сергея Параджанова – один из самых странных и необычных музеев Армении. Посетители признаются, что, попадая сюда, они будто погружаются в мир грез знаменитого авангардного режиссера, а те, кто не знаком с работами Параджанова имеют возможность по достоинству оценить его таланты.
В коллекции музея насчитывается порядка 600 предметов, среди которых сценарии, скетчи, отзывы иностранной прессы о фильмах, художественные работы режиссера и изготовленные им самим костюмы. В одной из комнат можно увидеть импровизированный алтарь - большой плакат с портретом Сергея Параджанова, у которого находится ступенчатая этажерка, уставленная статуэтками-кинематографическими наградами. Самыми интересными экспонатами музея являются коллажи и объекты, изготовленные режиссером, например «Юрий Гагарин», которого Сергей Параджанов смастерил из куклы и булавок, портрет актера Даниэля Ольбрыхского из осколков фарфора и часовых механизмов.
Есть в собрании музея и личные вещи режиссера, архивные документы и фотографии, иллюстрирующие разные этапы творчества Параджанова. В музее воспроизведены две комнаты из тбилисского дома режиссера.
Эчмиадзин или Вагаршапат – старинный город, лежащий на Араратской равнине, один из крупнейших духовных и культурных центров страны, а также популярный туристический объект. История Эчмиадзина уходит корнями к началу нашей эры, а основные достопримечательности города – к эпохе раннего средневековья.
В список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО включен Эчмиадзинский монастырь, являющийся резиденцией Католикоса всех армян. Величественный каменный комплекс монастыря возводился на протяжении V-XIX веков. В наши дни монастырь объединяет Кафедральный собор, несколько церквей, трапезные, небольшую парковую зону. Также на территории монастыря можно увидеть несколько древних хачкаров. К приезду в 2001 году Папы Римского был установлен входная арка в виде каменного алтаря.
Кафедральный собор Эчмиадзина является главным и старейшим храмом страны. Он построен в соответствии с национальными традициями – мощные каменные стены, шатровый купол, трехъярусная колокольня, небольшие ротонды на аспидах. В XVIII веке своды храма украсила фресковая роспись, лазоревый и оранжевый орнаменты. В соборе хранятся мощи многих почитаемых христианами святых – Иоанна Крестителя и Григория Просветителя, такие святыни, как фрагмент тернового венца Спасителя.
При монастыре действует музей «Сокровищница Эчмиадзина», где хранятся поступающие в обитель дары – от церковной утвари и ценных произведений прикладного искусства до святынь. Музей занимает три зала пристроенных к кафедральному собору на средства благотворителей. Среди самых ценных экспонатов сокровищницы – копье Лонгина, которыми римский легионер пронзил бок Христа, частица Ноева ковчега, Первое печатное издание армянской Библии на армянском языке, выпущенное в 1666 году в Амстердаме, древние манускрипты. В музее представлена коллекция облачений, расшитых золотом и жемчугом, кресты и посохи, выполненные из драгоценных металлов и украшенные россыпью камней.
Под охраной ЮНЕСКО находится и церковь Святой Рипсиме. По преданию каменный крестовый храм возвели в начале VII века на месте, где была убита святая. Храм имеет широкий купол с многогранным барабаном, а под алтарем располагается могила Рипсиме.
Звартноц – древний храм неподалеку от Еревана и Эчмиадзина. Название его трактуют по-разному и как «храм небесных ангелов», и как «храм бдящих сил», но известно, что возведенный в начале VII века Звартноц восхищал красотой и величием архитектуры, как простых жителей, так и мировых правителей. Храм простоял три сотни лет, пока в 930 году не был разрушен землетрясением.
До наших дней сохранились лишь руины древнего святилища, красноречиво свидетельствующие о былом величии. Среди развалин расположена круглая площадка со ступенчатым пьедесталом, на котором тысячу лет назад возвышалось трехъярусное здание. Посетив руины храма можно осмотреть мощные каменные колонны с эллинистическими капителями и арками, древний алтарь и купель. Вокруг храма стихией раскиданы каменные фрагменты стен, фризы, украшенные рельефами – изображениями виноградной лозы и орла. Звартноц имеет славу места силы, эзотерики и мистики находят в его архитектуре много скрытых символов, среди ценителей исторических памятников храм представляет ценность как образец раннехристианского армянского зодчества.
Xор Вирап – один из самых известных монастырей Армении, обитель-крепость, возведенная на месте каземата древней столицы, города Аташата. Собственно, слово «вирап» и переводится, как «яма» или «тюрьма». Историю монастыря связывают с именем Григория Просветителя, томившегося в этой самой тюрьме.
Хор Вирап стоит на высоком холме, с которого обозревается долина реки Аракс и открывается удивительный вид на Арарат. Монастырь состоит из двух церквей. Первая – часовня Святого Григория, под многовековыми сводами которой находится вход в подземную темницу. Преодолев несколько десятков ступеней можно спуститься в шестиметровую яму, в которой святой Григорий и претерпевал лишения. Второй храм – церковь Богородицы, возведенная в XVII веке. Церковь построена в классическом для Армении стиле – на каменном четырехугольном основании расположена многогранная башня с куполом. Позднее к храму была пристроена колокольня из белого известняка.
Хор Вирап – одна из главных святынь Армении, сюда, как и сотни лет, назад стремятся попасть паломники, чтобы поставить свечку Григорию и увидеть центр христианства Древней Армении.
Севан – крупнейший пресный водоем Закавказья. Озеро, расположенное на высоте 1900 метров, местные жители называют не иначе как «Армянским морем» или «водной жемчужиной в чаше гор». Прохладные и чистые воды высокогорного озера, галечные и песчаные пляжи, альпийские луга на склонах горных хребтов, ароматы можжевельника и дикой розы сделали Севан не только достопримечательностью, но и популярным местом отдыха.
На берегах Севана, отражающего хребты Гегамских гор, расположено немало памятников истории и архитектуры. К подобным достопримечательностям относятся монастырь Севанаванк, представляющий собой величественный комплекс каменных зданий IX века. В стенах монастыря происходило немало значимых исторических событий, так, в приходе одно время жил прославленный армянский царь Ашот Железный.
На берегах Севана стоит духовная семинария Вазгенян. Училище, готовящее служителей армянской апостольской церкви, включает в свой состав старинное, выстроенное в 1897 году здание, часовую башню и современные, но выполненные в традиционном стиле корпуса. В нескольких километрах к юго-западу находится археологический памятник Лчашен – комплекс артефактов доурартского периода. На месте поселения сохранились руины крепости, могильные курганы, остовы городских построек.
Гарни – древний языческий храм, удивительным образом сохранившийся в стране, первой принявшей христианство. Гарни находится неподалеку от Еревана, в долине реки Азат, на уступе, огибаемом течением реки. Храм является единственным уцелевшим памятником эпохи эллинизма в стране.
Дворцовый комплекс Гарни был возведен в I веке, когда на территории Армении еще исповедовали язычество. Царь Трдат I посвятил его богу солнца Митре. Здание построено в лучших традициях эллинистической архитектуры – мощные каменные ступени, колонны коринфского ордера по периметру здания, портик и рельефные фризы. Глядя на торжественное здание храма можно подумать, будто находишься в Греции. Иллюзию разрушает орнамент – вырезанные по базальту гранат, кисти винограда и цветы. Внутри древнего святилища находится каменный алтарь, кое-где на стенах можно увидеть следы штукатурки, свидетельствующие о богатом убранстве.
Рядом с храмом Митры расположены руины дворцовых построек, крепости и бани, от которой сохранился мозаичный пол. С площадки дворцового комплекса открывается вид на речную долину и розоватые отроги Гегамских гор.
Гегард – древний пещерный монастырь, лежащий на скалистых склонах ущелья Гохт. Базальтовые скалы и выдолбленные в породе залы, уникальный комплекс старинных каменных построек монастыря включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Величественный ансамбль Гегарда на фоне непреступных гор – один из самых впечатляющих видов, которые можно встретить в Армении.
Строительство первых пещерных залов монастыря началось еще в IV веке, а современный облик обитель приобрела XII-XIII веках. Название монастыря можно перевести как «копье» или «наконечник копья», связано это с тем, что в Гегарде хранилось копье Лонгина, которым согласно евангелию, римский легионер пронзил распятого на кресте Христа.
Главная церковь монастыря, Катогике, представляет собой купольный храм из базальтовых блоков. Венчает церковь украшенный резьбой конусообразный купол, а ворота храма покрывает изящная резьба с традиционными для Армении мотивами – изображениями граната, винограда, ветвей и листьев. К скале примыкает ризница, темный и прохладный каменный зал с четырьмя мощными резными колоннами освещают лишь лучи проникающие через специальное отверстие в каменной крыше.
Настоящей пещерной церковью является храм Азаван, вырубленный в скальной породе. Особенность храма – два перекрещивающихся свода со сталактитовым куполом, искусная резьба средневековых мастеров, покрывающая полуколонны и стены храмового зала. В комплекс Гегарда входят две скальные усыпальницы и церкви, украшенные орнаментами в виде скованных цепями львов, а вне стен монастыря находится часовня Святого Григория. Поднявшись по узкой каменной лестнице можно пройти к маленькой молельной комнате, а также к многочисленным хачкарам, вырезанным на поверхности скал.
Нораванк – древний монастырский комплекс, окруженный красными скалами ущелья Арпы. Возведенный в XIII веке Нораванк практически сразу после постройки стал одним из ведущих духовных центров страны, каким остается и ныне – монастырь ежегодно посещают тысячи паломников и туристов, стремящихся прикоснуться к древним святыням Армении.
Главным храмом Нораванка является церковь Богородицы, Сурб Аствацацин. Храм отличает высокохудожественное исполнение. Оригинальное двухъярусное здание церкви венчает ротонда с резными колоннами и конусообразным куполом. Уникальность храму придают узкие ступени на фасаде, ведущие на второй этаж. Стены церкви покрывают орнаменты и горельефы с ликами святых.
Церковь Святого Карапета, Сурб Карапет, была возведена в середине XIII века. Классический для Армении крестово-купольный храм богато украшен резьбой – на тимпанах можно увидеть лики Богородицы и Бога-отца, по какой-то причине изображенного с миндалевидными глазами. Внутри церкви находится усыпальница с древними надгробиями-хачкарами. Также в ансамбль монастыря входит часовня Святого Григория, пол которой выложен надгробными плитами, а на стенах можно увидеть причудливые узоры и рельефы.
Татев или Татевиванк – мощный и древний монастырский комплекс в Южной Армении. Монастырь непреступной крепостью возвышается на самом краю глубокого ущелья реки Воротан, а стены Татева кажутся естественным продолжением скал. Неудивительно, что путь к монастырю лежит через самую длинную в мире канатную дорогу «Крылья Татева» протяженностью 5,7 км. Вагончики канатной дороги проносятся над ущельем Воротан, открывая панораму окрестных гор.
Татевский монастырь был основан в IX веке. Главное сооружение комплекса, храм Петра и Павла – купольная базилика с полукруглыми нишами ризниц, широкой и высокой башней, заканчивающейся зонтичным куполом. Церковь, построенную в 906 году, украшают рельефы и орнаменты, некогда внутренние своды покрывала фресковая роспись, от которой до наших дней остались лишь неясные очертания. На территории Татевского монастыря расположены еще два древних храма – церковь Григория Просветителя и церковь Богородицы в крепостной стене монастыря.
Уникальным сооружением является качающийся столп «Газаван». Каменная стела, оканчивающаяся хачкаром, установлена на шарнире, при землетрясении или от топота войск столп раскачивался, предупреждая монахов об опасности. При монастыре действуют небольшой музей, конюшня и старинная маслобойня.
Зорац-Карер или Караундж – древний мегалитический комплекс, нередко называемый «армянским Стоунхенджем». В 200 км от Еревана, на горном плато у города Сисиан расположен доисторический монумент – несколько сотен вертикально стоящих камней с рукотворными сквозными отверстиями в верхней части. Комплекс датируется III-II веками до нашей эры.
Назначение Караунджа вызывает споры. Базальтовые монолиты, высотой достигающие двух метров, образуют неровные ряды и овал, прерываемый проходами. В центре большой окружности находится еще одна, поменьше, а внутри нее – каменный курган. Такое строение позволило предполагать, что Караундж – это древняя обсерватория или святилище, используемое для наблюдений за солнцем и проведением обрядов. Для туристов Караундж всегда был местом силы, но и на тех, кто далек от мистики и эзотерики, неизгладимое впечатление производит это древнее рукотворное сооружение, мощные глыбы базальта, принявшие со временем причудливые формы, поросшие мхами и лишайниками.
Аллея букв – памятник армянскому алфавиту, справившему в 2005 году свое 1600-летие. Необычный монумент располагается в 50 км от Еревана, подле северо-восточного склона горы Арагац. Аллея состоит из 39 заглавных букв армянского алфавита, вытесанных из туфа. Строили памятник буквально всей страной – создавали каменные письмена мастера-резчики из разных уголков Армении. Грандиозность сооружения – дань уважения древней письменности, каждая буква выполнена в высоту человеческого роста и установлена на пьедестал.
Рядом с каменным алфавитом можно увидеть скульптуры армянских мыслителей, среди них – автор армянского алфавита Месроп Маштоц, знаменитый армянский писатель Ованес Туманян, творивший в начале прошлого века.
Кечарис – старинный монастырский комплекс, расположенный в северо-западной части Цахкадзора, на склонах Памбакского хребта. Величественный комплекс каменных построек ведет свою историю с XI века. В средние века монастырь являлся крупным духовным центром Армении, при котором действовала высшая школа.
Ансамбль Кечариса представлен четырьмя церквями, двумя часовнями и притвором. Монастырские храмы, возведенные в XI-XIII веках – купольные, выполненные в лучших традициях феодальной архитектуры Армении. Старейший храм монастыря – церковь Григория Просветителя, построенная в 1030 году. Над просторным храмовым залом возвышается широкий купол, на фасаде можно увидеть скромный портал с выступающими колоннами. К церкви Григория примыкают притвор и небольшая часовенка, служившая фамильным склепом.
В ансамбль Кечариса входит небольшая церковь Сурб Ншан XI века и церковь Воскресения, построенная в начале XIII века. Последний храм отличает более сложная архитектура – фасад с каменным рельефом в виде креста, высокий купол и ниши в молитвенном зале. Последняя, четвертая церковь Святого Арутюна стоит особняком, в 120 метрах от общей территории монастыря. Небольшой купольный храм был построен в 1220 году. Под сводами церкви похоронены настоятели Кечариса.